Игорь Поперечный: Тайны Сальвадора Дали не существует


НОВОСИБИРСКИЙ психотерапевт и сексопатолог Игорь Поперечный издал книгу, в которой препарировал творчество Сальвадора Дали необычными методами. Он подошел к наследию великого сюрреалиста с позиций изуче-ний его сексуальности. И речь идет даже не об отношениях Дали с женой. Гала фигурирует в работе доктора Поперечного постольку поскольку. На первый план в работе сексолога выходят инцестуальные отношения Дали с матерью, попросту говоря, — кровосмешение, которого в жизни не было, но в полотнах Дали оно есть! Во всяком случае, доктор взялся это доказать.
Кто поймет творчество Дали — поймет и себя. А кто поймет себя — поймет всех художников на свете. «Игры разума Сальвадора Дали» выйдут на рус-ском языке в марте. На английском, в Канаде, они уже изданы.

— Игорь Юрьевич, почему на обложке вашей книги изображена роза?
— В английском варианте, который вы держите в руках, сосредоточен ми-нимум, в основном первая часть. В русском будет дана более полная версия. Так вот, центральный символ первой части моего исследования, на ос-новании которого я издал книгу за рубежом, — роза. ( Та же заставка на мо-ниторе компьютера д-ра Поперечного. — Прим. авт.). Роза являет собой несколько моментов. Если вы перевернете обложку вверх ногами и посмот-рите более внимательно, то что увидите? Совершенно верно. Женский по-ловой орган. Раз. Второй смысл розы — это цветок Афродиты. Дали именно так представлял свою мать, которая вот-вот должна возродиться из пены. И на картине присутствуют еще две человеческие фигурки. Они располагаются как раз под розой. Это означает «тайну», «печать». Поэтому этот символ я и вынес на обложку.

— Но почему ваш выбор пал именно на Сальвадора Дали? Почему именно он?
— Случайность. Вообще, я начал заниматься совершенно другими мате-риалами. И в этом году их закончил. Во-первых, это была «Необычайная сексология». Во-вторых, из этого начала вырастать «Детская сексуальность». Но я все отложил в долгий ящик ради Дали. Так как в разгар этой работы в 2002 году мне подарили привезенный из Испании альбом репродукций картин Сальвадора Дали… Я, помнится, сидел, рассматривал книгу и по ходу спонтанно комментировал — о чем говорит та или иная работа. Люди, которые были в театре-музее Сальвадора Дали, много читали о его творчестве, были шокированы. Достаточно быстро нашел центральную кар-тину, написанную в 1944 году, которая разделила творчество «загадочного» испанца на две части. Она сразу же бросилась в глаза. Это «Апофеоз Го-мера». Кстати, глава, посвященная ей, опубликована была мной сначала в московском журнале «Психология и психоанализ».

— Вы нашли «ключ»?
— Своего рода. Достаточно быстро мною потом были выведены и сформу-лированы общие закономерности творчества Дали. А потом я занялся уже анализом каждой из его картин, доказательством своих выкладок. Просмот-рено было 1329 картин, около 500 рисунков и около 400 изделий. Полностью интерпретированы 350 произведений.

— Но разве можно с позиций логики объяснить творчество художника? Разве не «тайна сия есть»? Вы считаете себя вправе выводить Дали «на чистую воду»?
— Никто мне не давал этого права, но никто и не отбирал. Само понятие «сюрреализм» переводится как «над реальностью». И давным-давно из-вестно, что сюрреалисты опирались в своих работах на психоанализ. А я этим занимаюсь профессионально. У Дали была всего одна встреча с Фрейдом, но очень знаменательная. Анализируя ту же «Метаморфозу Нар-цисса» — эта картина представлена в моей книге, — я пришел к выводу, что это Дали наблюдал за Фрейдом, а не Фрейд за Дали. Фрейд предоставил Дали карт-бланш. В том плане, что не обратил внимания на смысл своей собственной трактовки учения о нарциссизме. И Сальвадор Дали этим воспользовался и развернулся по полной программе.

— А вот тут у вас, я вижу, одно из моих любимых произведений Дали — «Предчув-ствие гражданской войны»…
— К войне, какой бы то ни было, это не имеет отношения. На самом деле в жутком нагромождении человеческих останков — попытка Дали воскресить мать. Уродливые части тела, бобы, фасоль — это символы плодородия и репродуктивности. А вся эта конструкция помещена на тумбочку. Тумбочка тут и на других картинах — это мать-кормилица.

— И как вы до этого дошли?
— Методом анализа. Когда вы за три года кропотливой работы просмотрите более тысячи картин — вы тоже до этого дойдете.

— Нет, думаю, у меня не хватит таланта и знаний… Скажите, вас можно назвать психоаналитиком?
— Ни один человек у нас в России — я не исключение — не может назы-ваться таковым. Многие получили какие-то документы, но на самом деле эти люди не имели классической подготовки по психоанализу. Она должна проходить за рубежом в течение пяти лет. Плюс включать в себя пятилет-нюю стажировку у известного психоаналитика мира. Причем только по дос-тижении сорока лет человек может заниматься психоаналитической практи-кой. Таковы правила. Да, у нас есть доморощенные люди, которые штуди-руют классические каноны…

— Но какие-то методы психоанализа вы применяете в своей врачебной практике?
— Обязательно. Только я называю это «дикий психоанализ». Я откровенен с коллегами и пациентами.

— Вы частнопрактикующий врач. Ваши больные не «заразны» для вас в психиче-ском плане?
— Нет. Ко мне же психически больные люди не приходят. Я не психиатр, а психотерапевт. И фильтр — на уровне двери. Мои пациенты — обычные люди, которые по каким-то причинам столкнулись с тем, что не могут адек-ватно жить в мире, чувствовать себя уверенно. Я помогаю им в этом. И пе-ремены бывают серьезные.

— А ваша книга может иметь какое-то практическое применение — для лечения, для профилактики? Что, кроме удовлетворенного любопытства, получит ее прочитавший?
— То, что я делаю даже здесь, в своем кабинете, я не называю лечением. Скорее, это можно назвать изменением личности, образованием, перевос-питанием. А книга… Вот подзаголовок: «Интерпретация картин, сновидений». Анализируя картины и знакомясь с общими принципами символизма, которые я использую — а обосновал еще Юнг в своей книге «Метафоры и символы либидо», — можно анализировать самого себя, свои сновидения, копаться в своей душе, что время от времени пытается непрофессионально делать каждый.

— Это делать можно самостоятельно?
— Нужно! Через действия, через мысли… А Юнг дает возможность анали-зировать самого себя через коллективное подсознательное, в частности, через символическое его проявление. Это очень полезное занятие — ана-лизировать самого себя. И я считаю, любой человек, который посмотрит на эту вот картину (показывает очередную репродукцию в книге), задастся во-просом, почему она называется «Мрачная игра»?

— Хорошо, я задамся вопросом. Каков будет ваш ответ?
— Этот человек с изгаженными панталонами — фигура слева — не кто иной, как Иисус Христос. Он просто в шоке, от того, что видит, как происходит воскрешение человека. Куда еще мрачнее сюжет! Женское порочное лицо… Большинство исследователей считают, что кузнечики присутствуют в картинах Дали потому, что он их боялся с детства. На самом деле в сим-волизме саранча являет собой бич божий для уничтожения порочных людей. Образ матери Дали воспринимает как самый любимый, как самый желанный, но в то же время как самый порочный, потому что он связан для него с его собственными мыслями об инцесте.

— Одна из глав вашей книги называется «Кто предал Сальвадора Дали». Так кто же?
— Его картины.

— Но, может быть, он сам хотел все это рассказать?
— Хотел, только люди не воспринимали. А восприняли бы — реакция по-следовала бы примерно такая, как на «Лолиту» Набокова. А ведь писатель ничего сверхъестественного не описал, сказал лишь о том, что происходит, в принципе, с каждым мужчиной. Но любой это будет отрицать. То же самое у Дали. Он писал то, что происходит с каждым мужчиной по отношению к собственной матери, и что просвещенное человечество по-прежнему отри-цает, несмотря на все доказательства психоаналитиков.

— Считаете ли вы Дали великим художником?
— Как живописец в техническом плане — он великолепен. А по содержанию тайны… Тайны никакой больше нет. Есть в патопсихологии такой термин, как «соскальзывание». Здесь он применим. Дали все время «соскальзывает» вниз, к примитивным вещам. Если применишь знания об истоках симво-лизма, на самом деле все в его творчестве будет очень просто, однообразно. Я считаю, что даже инцестуозную идею он позаимствовал у Леонардо.

— Каков же диагноз?
— Целью моей работы не было установление диагноза. Его устанавливали еще в 30-е годы, тот же Жан Локан, основатель французского психоанализа, ученик Фрейда. Сальвадор Дали долгое время с ним переписывался, и диагноз установлен до меня. Социопат. Но до смерти Дали никто не решался проанализировать его творчество в целом. Я это сделал.

— Нет ли у вас искушения продолжить серию «разоблачений» великих людей?
— Есть одна задумка, но пока не знаю точно, буду ли этим заниматься.

— И кто же подвергнется на сей раз посмертному психоанализу?
— Не исключено, что мать Тереза. Судя по ее жизни, у этой женщины были очень серьезные проблемы, с которыми можно было бы разобраться.



Сайт создан в системе uCoz