Раскрыт код Сальвадора Дали


Психологи раскрыли код великого испанского художника Сальвадора Дали и нашли ключ к разгадке тайн его картин. Открытие принадлежит исследовательской группе из Новосибирска, изучавшей творчество этого всемирно известного живописца с точки зрения психоанализа и аналитической психологии.
Исследователи установили, что принцип создания своих загадочных произведений, которые не перестают завораживать умы зрителей, художник разработал на основе знаний о символах, имеющих значение для подсознания человека. Используя эти символы и их контекстное значение при написании картин, автор вкладывал в полотна конкретный смысл, создавая, таким образом, тайнопись своей живописи. Как считают новосибирские психологи и психотерапевты, им удалось расшифровать скрытую в картинах тайну.
«Картины Сальвадора Дали – это своего рода ребусы, которые мы прочитали как текст древней книги, – говорит руководитель исследовательской группы, психотерапевт-сексопатолог, директор новосибирского Центра медицинской сексологии и психотерапии Игорь Поперечный. – В ходе анализа более 2000 произведений испанского художника были выявлены строго определенные группы и темы символов, которые при соответствующей «расстановке» в картинах представляют собой композиции с конкретным контекстовым содержанием. Сейчас, после кропотливой трехлетней работы над всем творчеством в целом, можно сказать, что картины Сальвадора Дали являются исповедью художника перед самим собой. В своих произведениях он скрыл то, о чем боялся рассказать даже самым близким людям».
После детального анализа каждого из произведений художника стало понятно, что тайна, которую он с такой тщательностью пытался скрыть, содержится даже в тех картинах, которые на первый взгляд посвящены совершенно конкретным людям и обстоятельствам. К примеру, в одной из самых известных картин «Предчувствие гражданской войны», которая была написана в 1936 году, автор изобразил не только социальный конфликт и общеизвестные события, произошедшие в Испании в том грозовом году. В изображенной на полотне сложной конструкции из полуразложившегося женского тела и костей, которая до сегодняшнего дня оставалась непонятой для искусствоведов и почитателей его творчества, творец представил свою мать, пытающуюся вырваться из цепких лап загробного мира и воскреснуть. Определить это, в частности, позволила символика из предыдущих произведений и вид тела и лица давно умершего и разложившегося человека.
Основные выводы исследовательской группы под руководством Игоря Поперечного сформулированы таким образом:
  • Все творчество художника, начиная с 1926 года и до последних картин, имеет отчетливый инцестуозный контекст и связано, исключительно, с патологическими чувствами к матери, а воспетая и возвеличенная любовь к Гала – миф. Во многих картинах просматривается усмешка, неприкрытая ирония, ненависть, злокачественная агрессия к «музе сюрреализма».
  • Все произведения художника, от первых до последних картин, имеют две сознательные цели:
    • идея «воскрешения матери и вознесения вместе с ней на небеса через образ Иисуса Христа к состоянию Сверх-Женщины» (С. Дали. «Дневник одного гения»), включающая в себя рождение нового СОЛНЦА, что определяет более высокий божественный статус;
    • использование процесса написания картин, как арттерапевтического приема конечной стадии психоанализа в виде искусственно созданного контекста кровосмешения.
  • Испытывая болезненное маниакальное состояние кровосмесительной любви к матери и желание перевоплощения, Дали сознательно заставил современников поверить в отсутствие конкретных мыслей в картинах.
  • Несмотря на приложенные усилия для самоизлечения, художник не смог преодолеть импотенцию, трусость, страх и компенсаторную агрессию к женщине, зависть и ненависть к известным художникам и знаменитым личностям, пестуя собственную патологическую особенность.
В своих исследованиях психологи убедительно доказали, что Сальвадор Дали находился в гипоманиакальном состоянии, страдая тяжелым личностным психологическим расстройством и распространенным комплексом влюбленности в мать в значительно выраженной патологической степени. Именно образ матери, которую художник ассоциировал с разлагающимися животными, птицами, скалой, камнем или другими предметами, руководил кистью автора на протяжении всей его жизни.
В тоже время, исследователи отмечают, что несмотря на особенности своей психики, Сальвадор Дали не был психически больным человеком. Свою тайну он создавал скрупулезно и настойчиво, что соответствует крайней степени выраженности психологических проблем, но не психических.
Найти ключ к разгадке тайн картин испанского живописца, которому удалось сознательно заставить современников поверить в отсутствие конкретных мыслей в картинах, членам исследовательской группы помогли не только глубокие психологические знания, но также знание символизма и анатомии человека. Это оказалось необходимым, в частности, для понимания значений изображенных на многих полотнах внутренних органов и частей тел людей и животных, во многих случаях обезображенных и изуродованных.
Одним из наиболее значительных выводов исследовательской группы стало также определение того, что картины Сальвадора Дали содержат скрытое надругательство над христианской религией, что особенно заметно проявляется в созданной им обложке «Откровений Святого Иоанна» 1960 года. В своих произведениях, как было установлено, автор при помощи системы подсознательных символов пытался заменить собой Бога и Иисуса Христа, а также использовал образы святых и самых значимых реликвий римской апостольской католической церкви для выражения через живопись своих патологических сексуальных желаний. Свои выводы группа новосибирских психологов направила в Ватикан, считая, что первосвященники должны знать об этом.
Сделанные выводы легли в основу книги, изданной в Новосибирске, «Игры разума Сальвадора Дали». В ней представлена интерпретация 265 наиболее известных полотен художника.
Как отмечают в исследовательской группе, картины Сальвадора Дали – великолепные художественные произведения, написанные в прекрасном стиле великих мастеров прошлого и ставшие неотъемлемой частью искусства ХХ века – однообразны и монотонны в плане контекстного содержания.
Максим Кошмарчук, Пресс-секретарь исследовательской группы по изучению творчества испанского художника Сальвадора Дали
Игорь Поперечный, Автор исследований и книги «Игры разума Сальвадора Дали»



Сайт создан в системе uCoz