Неизвестный Дали


К сенсационным выводам пришла группа новосибирских исследователей, изучавших творчество одной самых гениальных личностей современного искусства.

«Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.
Сальвадор Дали
Получивший в начале прошлого века бурное развитие психоанализ, как одно из направлений определения мотивов поведения человека, позволил частично приоткрыть завесу тайн создания искусства и культуры в целом. Фрейд и его последователи сделали многое в этом направлении. Благодаря их трудам стали понятны, к примеру, загадки Леонардо да Винчи и Пикассо.
Опираясь на работы величайших психоаналитиков по исследованию тайн мировых шедевров, группа новосибирских исследователей во главе с последователем классического психоанализа Игорем Поперечным (психолог, врач-психотерапевт, директор Центра медицинской сексологии и психотерапии) сделали не менее важное открытие, чем их предшественники. После трех лет аналитической работы над более чем 2000 произведений художника-сюрреалиста Сальвадора Дали, одного из самых загадочных живописцев мира, новосибирским специалистам удалось «заглянуть» вглубь его души и наконец-то раскрыть тайну его творчества.
В разные периоды времени внимание к творчеству великого испанского художника проявляли многие ученые и аналитики, в том числе и Фрейд, однако никто из них так и не смог убедительно рассказать о содержании его картин.
Исследуя работы Сальвадора Дали, Игорь Поперечный пришел к выводу, что в картинах постоянно присутствует кто-то очень значимый для художника, кто изо дня в день, из года в год, на протяжении всей его жизни управлял кистью гения. На основании проведенных исследований психологи пришли к выводу, что это был образ матери, смерть которой художник не принял и жил в ожидании чуда «ее воскрешения. В одном из своих интервью Дали сказал по этому поводу: «Я клянусь всеми лучами блистательной славы, которая засияет вокруг моего имени, вырвать мать у смерти». Образ матери, присутствующий практически во всех произведениях, художник ассоциировал со скалой, горой, отдельно лежащим камнем, розой, лошадью, мумией и другими символами.
В своих исследованиях группа новосибирских психологов-психоаналитиков убедительно доказала, что Сальвадор Дали страдал патологическим сексуальным влечением к собственной матери (инцестуозное состояние), умершей, когда будущему художнику было еще 17 лет. Это обстоятельство, а также ряд других психологических травм предопредели дальнейшую судьбу гениального творца (то, что картины Сальвадора Дали действительно «имеют сексуальный характер» говорили и те, кто ранее безуспешно пытался найти ключ к разгадке тайны творчества живописца). По данным аналитических исследований, Дали не просто страдал чувством кровосмесительной любви, он желал через совокупление с матерью умереть и возродиться совершенным божеством. О чем неоднократно и очень красноречиво говорил сам художник, обращаясь к себе только как «Божественный Дали». Древние мифы, согласно которым все боги родились от инцеста, ему были хорошо известны.
В ходе проводимого исследования было доказано, что между художником и его женой Гала не существовало любви, которую они так старались помпезно рекламировать, всякий раз появляясь на публике. Такой вывод психологи сделали на основании анализа картин, в которых просматривается усмешка, неприкрытая ирония, ненависть, злокачественная агрессия к «музе сюрреализма». По мнению исследователей, подобные ощущения Сальвадор Дали переживал и к самым известным собратьям по кисти «Леонардо да Винчи, Рафаэлю, Вермеру Дельфтскому и многим другим. Это проявлялось в очень частом использовании картин великих мастеров в собственных целях. Дали изменял эти картины, пытаясь внести свое понимание в уже известные полотна и, по мнению психологов, тем самым пытался доказать, что он лучше их авторов.
Как считают исследователи, только неистовая работоспособность и создание множества одинаковых по смыслу картин, которые и в настоящее время завораживают умы зрителей, послужили для гения «психотерапией искусством» и спасли его от содержания в психиатрической лечебнице.
Первые выводы руководителя рабочей группы новосибирских психоаналитиков Игоря Поперечного были сформулированы в научной статье «Аналитическое толкование творчества С.Дали на примере картины «Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)» в «Журнале практической психологии и психоанализа» ? 3 от 2003 года (г. Москва).
Все выводы специалисты из Новосибирска сделали путем тщательного анализа и сопоставления полотен художника и сохранившихся сведений о его жизни, включая газетные интервью. Полученные результаты исследований войдут в работу, которая в полном объеме представит игры разума Сальвадора Дали.

«Постоянство инцестуозной памяти»

Написав картину «Постоянство памяти», Дали стал узнаваемым. Это полотно вошло в первый ряд наиболее известных произведений художника.
Выдающийся историк искусства Федерико Дзери, автор книги «Признаю, что ошибался», уделил большое внимание «Постоянству памяти» («The Persistence of Memory», 1931). В своих изысканиях историк писал, что Сальвадор Дали «на языке аллюзий и символов обозначил сознательную и активную память в виде механических часов и суетящихся в них муравьев, а бессознательную «в виде мягких часов, которые показывают неопределенное время. ПОСТОЯНСТВО ПАМЯТИ изображает, таким образом, колебания между взлетами и падениями в состоянии бодрствования и сна». Его утверждение, что «мягкие часы становятся метафорой гибкости времени» насыщено неопределенностью и отсутствием интриги. Что крайне не свойственно Сальвадору Дали.
В своей книге «50 магических секретов мастерства» Дали отнес себя к числу самых загадочных художников мира. В собственной сводной таблице «рейтинга» великих художников он занял четвертое место после Леонардо да Винчи, Рафаэля и Вермера Дельфтского по содержанию тайны в картинах. Неужели только «метафора гибкости времени» была выставлена на всеобщее обозрение? А где мысли Дали, его чувства?
Эдмунд Свинглхарст в книге «Сальвадор Дали. Исследуя иррациональное» также пытается анализировать «Постоянство памяти»: «Рядом с мягкими часами Дали изобразил твердые карманные часы, покрытые муравьями, в знак того, что время может двигаться по-разному: либо плавно течь, либо разъедаться коррупцией, которая, по мнению Дали, означала разложение, символизируемое здесь суетой ненасытных муравьев». По мнению Свинглхарста «Постоянство памяти» стало символом современной концепции относительности времени.
Еще один исследователь творчества гения Жиль Нере в книге «Дали» высказался очень лаконично в адрес «Постоянства памяти»: «Знаменитые «мягкие часы» навеяны образом плавящегося на солнце сыра камамбера». Подобного мнения придерживается и Мередит Этерингтон-Смит в своей книге «Сальвадор Дали». Млеющее лицо с закрытыми глазами в фазе REM-сна известно по многим предыдущим работам. Но в данной картине распластанное мистическое лицо с высунутым от удовольствия языком уютно расположилось на едва заметной скале, на которую не обратил внимания ни один исследователь творчества Гения. Лицо художника «покрыло» собой мать-скалу, символизируя тем самым порочные сексуальные действия. Мягкие часы, появившись впервые в «Преждевременном окостении Железнодорожной Станции», 1930 (Prema-ture Ossification of a Railway Station, 1930), с некоторыми изменениями «перекочевали» во многие последующие работы, показывая одно и то же время. Именно они стали визитной карточкой Сальвадора Дали, остановив бег времени в четырех измерениях.
Воспринятая современниками, как превращение прекрасной далианской находки «расплавленного сыра «камамбер» в плоские мягкие фигуры, картина являет собой откровение художника, фиксируя время, когда лицо «безбожника» Дали (в других картинах это лицо всегда сопровождалось саранчой «по теории символизма саранча является БИЧОМ БОЖЬИМ, ниспосланным на грешника) испытывает порочное удовольствие, предаваясь «моральному разложению», уютно расположившись на едва приметной скале «еще одном символе умершей матери. (В более ранних картинах Сальвадор Дали прямо показывал через грот в скале, что в ней содержится обнаженная женщина, которую за тяжелые грехи поместили туда боги.) Примечателен тот факт, что идея использования мягкого сыра пришла художнику в тот момент, когда жена предавалась очередным рыбацко-сексуальным оргиям. Когда начинаешь понимать, что неумолимый бег времени изменяет свою форму под влиянием памяти чувств и замирает, жизнь обретает блаженный порочный покой. Жизнь давно остановилась, реальное время закрыто, в нем нет необходимости. Но для поддержания живого тепла, Сальвадор Дали прикармливает часы муравьями. Ведь летаргический сон длится долго. (По канонам древней марокканской медицины именно муравьями кормили людей, находящихся в летаргическом сне, и художник часто «выписывал» муравьев на женском лице с закрытыми глазами). Иссушенное дерево жизни замерло, откровенно указывая на скалы — единственное вместилище порочного духа матери. Крыша «Башни желаний» пуста (там Сальвадор Дали, как и на пустынном морском берегу, предавался утехам самоудовлетворения с мыслями о матери). А далианские часы во всех измерениях показывают одно и то же время «6 часов утра и имеют вензель фабрики-изготовителя «Муху», символ порока и морального разложения.
Даже в Каталонии в 6 часов не наступают сумерки. Что происходит с художником в 6 часов утра? Что происходит с мужчиной в 6 утра? Какие беспокоящие чувства останутся в его памяти навсегда? Как-то художник писал в своем дневнике («Дневник одного гения»), что его измучили постоянные утренние эрекции.
Память Мастера сохранит время, которое должно быть предано анафеме, которое способствует моральному распаду души художника, превратив его в трусливого импотента, но, вместе с тем, и амбициозного социопата, имеющего только «шестичасовые» утренние эрекции. Порочная память о матери навсегда остановила время Дали.

Максим Кошмарчук, пресс-секретарь исследовательской группы по изучению творчества испанского художника Сальвадора Дали, журналист, корреспондент РИА "Новости" (г.Новосибирск)




Сайт создан в системе uCoz