«На простака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним, что хошь...»


Мария Михайловна Волкова (фамилия изменена) проработала скромным бухгалтером до тех пор, пока тяжелая болезнь не уложила ее на больничную койку. После многих месяцев, проведенных в стационарах, Мария полностью выздороветь так и не смогла. Врачи, в свою очередь, заверили: мы сделали все, что было в наших силах.

Сетевой маркетинг и информационный бизнес: найдите шесть отличий
О возвращении к прежней работе с ежедневным восьмичасовым сидением за компьютером и ношением чемоданов с деньгами из банка на родное предприятие речи быть не могло. Перед Марией встал вопрос поиска нового места в жизни. Вот тут-то ей на глаза и попалось объявление, косо прилепленное к металлической стенке остановочного павильона: «Крупная международная корпорация объявляет набор сотрудников для работы в рекламно-диспетчерском, консультативно-просветительском, кадровом центрах». Позвонив по указанному телефону, Мария узнала: на работу приглашает некая восточно-азиатская корпорация, торгующая пищевыми добавками. «А, это сетевой маркетинг...», - разочарованно протянула женщина и собралась уже было положить трубку. «Нет-нет. У нас не сетевой маркетинг. У нас информационный бизнес», - живо ответили на том конце провода.
На следующий день нелегкая все-таки понесла Волкову в помещение какого-то то ли кафе, то ли клуба на улице Блюхера, где названная корпорация проводила семинар. По окончании семинара Мария Михайловна заключила контракт с некоей Надеждой Рабинович (фамилия изменена) и стала «дистрибьютором начальной степени». Теперь Мария должна была приобрести пищевых добавок на сумму 300 долларов, начать их принимать, а после этого рассказывать всем знакомым и незнакомым, как она чудесно оздоровилась. Конечная цель рассказов - затащить в корпорацию как можно больше людей, которые поверят в чудодейственную силу импортных разноцветных капсул. Вот вам и информационный бизнес. Как говорится, попробуйте найти отличия от сетевого маркетинга.
- Меня «купили» главным образом на обещания помочь избавиться от всех моих болезней, - рассказывает Мария Волкова. - Я страдала нарушением сна, язвой 12-перстной кишки, остеохондрозом, позвоночной грыжей. Курю 30 лет. Насчет позвоночной грыжи, медики уверяли, ничего сделать нельзя. Отвратить от сигареты курильщика с таким стажем - тоже дохлый номер. Что вы думаете? «Нетрадиционный» доктор, сидевший там же, в вестибюле этого кафе, и мельком на меня взглянувший, пообещал за три месяца избавить и от проблем с позвоночником, и от бессонницы, и от привычки к курению с помощью какого-то антилипидного чая, двойной целлюлозы, препаратов с кальцием и хитозаном. То же самое он заочно прописал моему парализованному дедушке, сказав, что через полгода дедушка встанет.
Начав принимать препараты, Мария, и без того страдавшая бессонницей, напрочь лишилась сна, у нее стали страшно болеть зубы, ныли все кости, усугубились проблемы с желудком. «Доктор», выписавший пищевые добавки, уверял, что все тревожные симптомы связаны с отменой лекарств от бессонницы и индивидуальными особенностями пациентки: дескать, слишком много шлаков накопилось в ее организме. К тому же очищение организма (действие препаратов было направлено на это) безболезненным не бывает. То же самое - зубная боль, бессонница, боли в желудке - началось у парализованного дедушки и у бабушки Машиной подруги. Бабушка хотела с помощью экзотических средств восточной медицины избавиться от гипертонии и ожирения. Промучившись три месяца, бедная старушка так и не сбросила ни одного килограмма. От повышенного давления антилипидный чай и двойная целлюлоза абсолютно не помогали.
- В конце концов, я попала в больницу, - продолжает Мария, - с тяжелейшим неврозом, обострившейся язвой, абсолютно недвижимая из-за болей в спине.
Традиционные врачи строго-настрого запретили Волковой принимать биологически активные добавки, купленные вне аптечной сети и без специальных на то рекомендаций.
«Но ведь на упаковках было крупным шрифтом выведено «противопоказаний нет», - слабо возражает Мария Волкова.

Белое пятно на карте медицинских знаний
Что такое биологически активные добавки (они же пищевые добавки, они же нутрицевтики, они же парафармацевтики), мы решили выяснить с помощью специалистов НИИ фармакологии РАН, Сибирского государственного медицинского университета, а также интернетовских медицинских сайтов.
Согласно научному определению, биологически активные добавки (БАДы) - это композиция натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приема с пищей с целью обогащения рациона отдельными пищевыми компонентами и их комплексами.
Можно ли считать БАДы панацеей от всех болезней, как их нередко представляют дистрибьюторы? Ни в коем случае, уверяет профессор НИИ фармакологии Николай Суслов. Пищевые добавки могут только улучшить общее состояние человека, поднять тонус организма, усилить его отдельные функции, но не вылечить болезнь. Вообще, утверждает профессор Суслов, эффективность БАДов - самое большое белое пятно на карте фармацевтических знаний. Дело в том, что никаких проверочных механизмов в данной области не существует. Чтобы в этом убедиться, достаточно узнать, как проходят клинические испытания. Фирма подает биологически активный препарат на регистрацию на основании собственных (!) исследований. Согласитесь, под грифом собственных испытаний структуры, заинтересованной в получении прибыли, можно написать все, что угодно. «Фактически идет клиническая проверка действия биологически активных добавок на населении. Достоверных научных данных о том, как применение той или иной добавки сказывается на здоровье людей, нет ни у кого», - констатирует декан фармацевтического факультета СГМУ Степан Дмитрук.
По словам Николая Суслова, в НИИ фармакологии несколько раз проводили анализ пищевой добавки «пантогематоген». Результаты показательны: некоторые образцы изготовлены из бычьей крови, а отнюдь не из оленьих пантов. От приема такого пантогематогена вряд ли можно ожидать сколь-нибудь действенного эффекта. Есть и более яркие примеры. Достаточно вспомнить вопиющий случай, когда около двух лет назад в продаже появился препарат морозника, ядовитого растения, которое рекламировалось чуть ли не как панацея от всех болезней.
А вот еще информация к размышлению. Африканское растение йохимбе во всех учебниках по фармакологии начала ХХ века обозначалось как стимулятор половой функции. В 20-х годах его использование было запрещено из-за серьезного побочного действия. Теперь он свободно продается везде.
Все профессиональные врачи, если только сами они не являются дистрибьюторами фирм по продаже БАДов и не забыли клятву Гиппократа, утверждают: противопоказания к приему БАДов есть. Людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, прежде чем начать употреблять препараты для похудения и очищения кишечника, надо обстоятельно посоветоваться с врачом. Аллергикам необходимо обращать пристальное внимание на надпись «возможна индивидуальная непереносимость». Даже безобидная аскорбиновая кислота, если злоупотреблять ею, может спровоцировать появление новообразований. В полезных свойствах минерала селена, входящего в состав очень многих пищевых добавок, ученые-биохимики уже начали сомневаться.
Степан Дмитрук видит основную проблему в том, что для биологически активных добавок процедуры обязательной сертификации, как, например, для пищевых продуктов и лекарственных препаратов, не предусмотрено. Контролируются БАДы лишь по поводу безопасности на содержание токсичных элементов (свинец, мышьяк, кадмий, ртуть).

«Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад...»
Теперь рассмотрим другой вопрос. Почему люди, пребывающие, казалось бы, в здравом уме и трезвой памяти, попадаются в сети маркетологов различных сомнительных фирм, выкладывают огромные деньги в лучшем случае за пустышки с заковыристыми названиями, в худшем - за отраву. Вдобавок, привлекают в этот бизнес своих друзей и родственников.
Эксперт Управления по лицензированию медицинской деятельности администрации НСО, врач-психотерапевт 1-й категории Игорь Поперечный видит этому несколько причин. Во-первых, говорит Игорь Юрьевич, пять процентов людей чрезвычайно гипнабельны. Достаточно щелкнуть пальцами - и они в глубоком гипнотическом трансе. А человеку в таком состоянии можно внушить все, что угодно. Тем более, вербовщики фирм, работающих по принципу сетевого маркетинга, используют при вербовке агрессивные технологии психологического воздействия, такие как нейролингвистическое программирование. «Принцип семинаров по сетевому маркетингу (аббревиатура иностранной транскрипции звучит как «МЛМ») схож с принципами различных психологических тренингов для людей с комплексами, - объясняет Игорь Поперечный. - После этих тренингов люди впадают в состояние психомании. Им кажется, что они получили очень много, стали другими. Хотя на самом деле они не получили ничего, кроме сильнейшего психологического прессинга. Разница лишь в том, что если на курсах психотренинга застенчивых и робких людей программируют на то, что они смелые и независимые, импотентам внушают, что они сексуальные гиганты, то на семинарах по МЛМ посетителям дают установки идти и обманывать других людей».
Наиболее распространенные диагнозы у тех, кто побывал в «сетях» многоуровневого маркетинга, - острый психоз, бред преследования - острая паранойя. Психологическое давление, оказываемое на людей во время семинаров, настолько сильно, что у человека появляются галлюцинаторные синдромы. От страшных видений хочется спрятаться, и он либо подается в бега, либо начинает баррикадироваться в собственной квартире.
Есть и еще один нюанс. «Люди, которые вовлекаются в эти программы, - с самого начала глубоко психологически измененные личности, - продолжает Игорь Поперечный. - В силу этих своих особенностей они дискомфортно чувствуют себя в коллективе, их не любит начальство. В фирмах, работающих по принципу сетевого маркетинга, отношения с «новенькими» строятся на иллюзии безумной любви, когда «старые» члены коллектива всеми силами показывают, как им нужен «новенький», как его личного вклада не хватало для процветания их фирмы».
Самым опасным в коммерческих культах (христианская церковь отождествляет фирмы, осуществляющие сетевой маркетинг, с деструктивными религиозными культами) является применение техник контроля сознания и формирование убеждения, что цели оправдывают средства, если неблаговидные средства (обман, воровство) используются в целях секты (фирмы).

Ненавижу... здоровый образ жизни
Теперь перейдем к практическим рекомендациям относительно того, как не попасть в сети дистрибьюторов МЛМ. Игорь Поперечный советует за версту обходить «социологов-интервьюеров», хватающих за руки прохожих на улицах с просьбой ответить на пару вопросов. Под «липовых» социологов маскируются вербовщики адептов коммерческих культов. Если уж вы такой добрый, что не в состоянии отказать приставшему к вам «интервьюеру», хорошенько вдумывайтесь в суть разговора. Первым делом, скорее всего, вас спросят: «Интересуетесь ли вопросами здорового образа жизни?» Конечно, вы ответите «да». На вопрос, хотели бы вы поправить свое здоровье с помощью новых эффективных методик, вы, естественно, тоже ответите «да». И вот тут - внимание - вас спросят, сколько денег вы готовы потратить на свое здоровье или зарабатываете ли вы столько, сколько вам нужно, чтобы чувствовать себя в жизни комфортно. Это ключевой вопрос, по которому интервьюер определяет, представляете ли вы интерес. Услышав его, бегите от своего собеседника! И еще: если даже вы действительно зарабатываете меньше, чем хотите, не «ловитесь» на обещания уличных работодателей. Подумайте сами: видели ли вы когда-нибудь кадровика приличной фирмы, который знакомился бы с потенциальными сотрудниками на улице, а потом по телефону приглашал их на работу?
Если вы все же попали на семинар, стали жертвой зомбирования и выложили определенную сумму за «продукт» фирмы, а потом осознали, что с вами произошло, лучше забудьте о потерянных деньгах, ибо вероятность вернуть их очень мала. Все подобные структуры строятся по принципу пирамиды. Хорошо живет только тот, кто наверху. К моменту вербовки людей на улицах верхушка, как правило, уже бывает построена.

Как понять, что вас зомбируют
Обратите внимание, в каких тонах отделана аудитория, где проходит семинар по МЛМ. Расслабляющим эффектом обладают голубой и синий цвета. Зеленый успокаивает. В технологии НЛП существует раздел «суггестивная лингвистика». Суть ее в следующем: в каждом языке есть слова и звуки, которые формируют состояние человека. Чтобы ввести человека в транс, используют плавные, вкрадчивые интонации, избегают употребления шипящих согласных, звука «р», в речи преобладают гласные и глухие согласные.

«Вечерний Новосибирск»



Сайт создан в системе uCoz