«Ребенка не надо воспитывать», - утверждает врач-психотерапевт Игорь Поперечный


Первое сентября ждут все. Но больше всех его ждут и волнуются первоклашки: какой она будет, эта школа?
О том, как помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях, преодолеть «комплекс первого сентября», корреспондент «ВН» беседует с психотерапевтом Игорем Поперечным.

- Игорь Юрьевич, для многих детей поход в школу - настоящее потрясение, первый серьезный шаг во «взрослую» жизнь. Как помочь ребенку не бояться школы и в то же время - относиться к ней достаточно серьезно и ответственно?

- «Синдром первого сентября» действительно существует. И о подготовке к школе родителям надо начинать думать еще тогда, когда ребенку всего 3-4 года. Важно даже не то, умеет ли он читать и писать. Гораздо важнее другое - насколько он свободен, доброжелателен в играх со сверстниками, в общении со взрослыми. А успеваемость в первом классе - не самое главное. И она зависит не только от его индивидуальных особенностей, но и от того, например, насколько внимательны и усидчивы его родители.

- Вы считаете, что ребенку нужен прежде всего опыт общения?
- Безусловно! По моим наблюдениям, если ребенок не играет со сверстниками в детском саду, ведет себя изолированно, то он такой же изолированный и в школе. Причиной этого может быть излишняя опека со стороны родителей, неумение общаться, в том числе со взрослыми, хотя бы с родителями друзей. В русском языке есть местоимение «вы», которое употребляется по отношению к старшим. И это очень плохо, так как ставит ребенка в подчиненное положение. Он должен говорить им «ты», быть на равных. Ребенок должен научиться отстаивать свои права. Даже в отношениях со своими учителями.

- Но первокласснику, наверное, трудно это сделать- спорить с учителем?
- Трудно. Но он не должен этого бояться, не должен чувствовать себя «ниже» преподавателя. Тут ведь есть и другая проблема: многим учителям чуть больше 20 лет, они только-только пришли из института, у них у самих масса комплексов. И очень часто в детях они видят свои недостатки и начинают преследовать их. Ребенка нужно учить защищать свои права, отстаивать свои интересы. А для этого он должен быть прежде всего морально готов к этому.

- Да, мне тоже известны ситуации, когда у ребенка сразу, с первого класса, не складываются отношения с учителем. Как следует поступать родителям в этом случае?
- Я не говорю о каких-то глобальных противостояниях. Речь идет всего лишь об обычных вещах, о том, что ребенок должен знать свое место, свои права в классе, в обществе. К счастью, у нас, если ребенка отдали в обычную школу, то это значит, что такому учителю родители вполне могут доверять. Если у педагога есть какие-то проблемы, несовместимые с его деятельностью, то преподавательский коллектив от таких учителей избавляется сам - опыт там накоплен колоссальный. Поэтому родители не должны вмешиваться в процесс преподавания. Но вот помогать ребенку, проводить и забирать его из школы они просто обязаны. Это особенность возраста: ребенок может гулять, где ему хочется, как хочется, но, подняв голову, он должен видеть своего родителя. Именно чувство защищенности дает ему силу и уверенность. Но не стоит излишне опекать его и сидеть рядом на уроках. Тем более вступать в открытые конфликты с учителем. Все спорные вопросы лучше решать с директором учебного заведения.

- Надо ли родителям стремиться установить дружеские отношения с учителем?
- Как правило, еще в процессе записи в школу педагоги получают некоторую информацию и о родителях, и об отношениях в семье. Но устанавливать тесные, дружеские отношения между родителями и учителем я бы не советовал. Потому что неизбежно начинается процесс «купли-продажи» оценок, ребенок начинает пользоваться особыми отношениями между родителями и и педагогом. И, кроме того, он может страдать от отношения к себе других детей: «любимчиков» сторонятся и относятся к ним со свойственной в таком возрасте жестокостью. Поэтому лучше всего, когда у учителя ровные отношения со всеми детьми.

- Что делать, если ребенок не «тянет» программу, она кажется ему сложной, неинтересной?
- Прежде всего - сохранять спокойствие. В первые месяцы почти все дети будут иметь проблемы с любой программой. Первый год - адаптационный, его задача - выяснить способности детей. И если родители видят, что ребенок не справляется, лучше всего переводить его на другую программу. Хотя это удар по самолюбию. Я считаю, что этот принцип должен работать еще до поступления в школу, в последней группе детского сада. Перед школой необходимо вводить тестирование, чтобы каждого ребенка выслушивал педагогический коллектив. Тогда и классы будут полноценными по уровню. Вторая ошибка, которую совершают многие родители, - пытаются отдать ребенка в школу с шести лет. Но у каждого - свои способности, и не надо заставлять его прыгать выше головы. Иногда мне кажется, что лучше отправить ребенка в школу с восьми лет, чем с шести. Пусть он наиграется, пусть насладится своим детством. По моим наблюдениям, у шестилеток больше невротических наклонностей, больше проблем с психическим здоровьем. Поэтому лучше всего ребенка не перегружать, а дать ему возможность как можно «мягче» войти в учебный процесс.

- А если ребенок, наоборот, талантлив и сразу, с ходу «проглатывает» материал? Может быть, есть смысл «перепрыгнуть» через класс-другой?
- Есть талантливые дети и в первых классах. Талантливый ребенок - это прекрасно, но необходимо учитывать, что это - и путь к одиночеству. Если ребенок выделяется среди сверстников, очень часто на него нападают, стремятся принизить. Вообще воспитание вундеркинда - это самая большая ошибка родителей, хотя ее трудно избежать. Опять же, ссылаясь на свой опыт врача-психотерапевта, я могу сказать, что дети- вундеркинды, как правило, очень трудно адаптируются к жизни, и лишь немногие из них сумели добиться тех результатов, которые им предсказывали. Зато среди взрослых - большой процент больных людей, алкоголиков. Поэтому не стоит спешить, присмотритесь внимательнее к своему ребенку, оцените не только интеллект, но и его «зрелость», приспособленность к жизни, психическое развитие. Они должны быть равнозначными. Только в этом случае ребенка можно выделять, найти для этого такую возможность. Но лучше все-таки не спешить и помнить, что всему свое время.

- На что, на ваш взгляд, следует обращать внимание в первые дни посещения ребенком школы?
- Прежде всего на то, насколько ребенок стремится в школу. Многие уже после первого сентября идут туда еле-еле. Они буквально плетутся, и это - кандидаты в отстающие. Второе - это выработка усидчивости. Несмотря на сокращенную неделю, укороченные уроки, дети с трудом «отрабатывают» эти часы. Идеальный вариант, если сентябрь и октябрь кто-то из взрослых находится с ребенком и помогает ему готовить уроки. Третье условие - установление дружеских отношений в классе. Хорошо, если все, например, пришли из одного детского сада и друг друга знают. Но если в первые две недели не образовались нормальные отношения, то ребенок начинает страдать от одиночества. Кстати, по моим наблюдениям, наиболее трудно идет адаптация детей в частных школах - здесь у детей в большей степени развивается обособленность и отчужденность. Это давно замечено психологами, и детям требуется помощь родителей

- А вообще, есть ли смысл сразу, с первого класса, отдавать ребенка в частную школу?
- Я считаю, что в частные школы в первую очередь обращаются те люди, которые прежде всего хотят показать толщину своего кошелька. При этом многие из них прежде всего хотят компенсировать свою неполноценность. Это люди, которые кичатся своим положением, а не образованием. Давным-давно замечено, что частные школы не дают высокого уровня образования, так как соревновательный момент там отсутствует. Этим детям труднее выживать, они менее приспособлены к жизни, так как полагаются на родительские связи и деньги. И конфликтов со сверстниками у них больше. Но что мне нравится в этих школах - так это нестандартный подход и развитие нестандартного мышления у детей. Конечно, в классе, где десять учеников, этого легче добиться, хотя сейчас уже и в обычных школах научились прививать детям умение мыслить нестандартно. Поэтому я бы советовал не спешить. Пусть ребенок докажет, что он действительно талантлив, что он умеет дружить со сверстниками и, если надо, отстаивать свои права. И вот тогда можно думать о частной, пусть более «продвинутой», но все-таки закрытой и потому более «проблемной», в психологическом плане, школе. В заключение я хотел бы пожелать всем родителям не пытаться реализовать в детях то, что сами не смогли получить в детстве. Ребенка не надо «воспитывать». За ним надо наблюдать и помогать ему своим примером. И не стоит считать свой «уровень» пределом, до которого должен «дорасти» сегодняшний первоклашка: знания родителей - всего лишь начало знаний вашего ребенка.



Сайт создан в системе uCoz