Эврика!


Наш новый автор Максим Кошмарчук - собственный корреспондент Российского агентства международной информации "РИА Новости" в Новосибирске, Сибирь, пресс-секретарь Исследовательской группы по изучению творчества великого испанского художника Сальвадора Дали.

Вот что он пишет о своей работе. «Информационные материалы, которые я готовлю о происходящих в Сибири событиях, ежедневно выходят на телетайпной ленте "РИА Новости". Множество моих материалов на различные темы публиковались во многих авторитетных российских изданиях (таких, как "КоммерсантЪ", "Известия", "Российская газета" и другие). Параллельно с основной работой регулярно подготавливаю репортажи, в том числе с "прямым включением" в эфир, для радиостанций "Радио-Россия", "Эхо Москвы", "Радио-Маяк".
Сибирь - далекий таежный регион, с суровыми зимами. Тем не менее, здесь происходит масса интересных и важных событий, которые представляют интерес не только для России, но и для всего мира. "Могущество России будет прирастать Сибирью", - эту фразу еще очень давно произнес российский ученый с мировым именем Михаил Ломоносов. И это действительно так. А что касается Новосибирска, этот город является не только центром Сибирского региона России, но и местом сосредоточения ученых различного направления. Освятить все происходящие здесь события бывает просто не под силу. Поэтому рабочий день у нас, журналистов, начинается с раннего утра и заканчивается, как это часто бывает, уже после полуночи...».

Максим Кошмарчук
(Новосибирск, Россия)


ИГРЫ РАЗУМА САЛЬВАДОРА ДАЛИ

К сенсационным выводам пришла группа новосибирских исследователей, изучавших творчество одной самых гениальных личностей современного искусства.
Получивший в начале прошлого века бурное развитие психоанализ, как одно из направлений определения мотивов поведения человека, позволил частично приоткрыть завесу тайн создания искусства и культуры в целом. Фрейд и его последователи сделали многое в этом направлении. Благодаря их трудам стали понятны, к примеру, загадки Леонардо да Винчи и Пикассо.
Опираясь на работы величайших психоаналитиков по исследованию тайн мировых шедевров, группа новосибирских исследователей во главе с последователем классического психоанализа Игорем Поперечным (психолог, врач-психотерапевт, директор Центра медицинской сексологии и психотерапии) сделали не менее важное открытие, чем их предшественники. После трех лет аналитической работы над более чем 2000 произведений художника-сюрреалиста Сальвадора Дали, одного из самых загадочных живописцев мира, новосибирским специалистам удалось «заглянуть» вглубь его души и наконец-то раскрыть тайну его творчества.
В разные периоды времени внимание к творчеству великого испанского художника проявляли многие ученые и аналитики, в том числе и Фрейд, однако никто из них так и не смог убедительно рассказать о содержании его картин. Исследуя работы Сальвадора Дали, Игорь Поперечный пришел к выводу, что в картинах постоянно присутствует кто-то очень значимый для художника, кто изо дня в день, из года в год, на протяжении всей его жизни управлял кистью гения.
На основании проведенных исследований психологи пришли к выводу, что это был образ матери, смерть которой художник не принял и жил в ожидании чуда - ее воскрешения. В одном из своих интервью Дали сказал по этому поводу: «Я клянусь всеми лучами блистательной славы, которая засияет вокруг моего имени, вырвать мать у смерти». Образ матери, присутствующий практически во всех произведениях, художник ассоциировал со скалой, горой, отдельно лежащим камнем, розой, лошадью, мумией и другими символами. В своих исследованиях группа новосибирских психологов-психоаналитиков убедительно доказала, что Сальвадор Дали страдал патологическим сексуальным влечением к собственной матери (инцестуозное состояние), умершей, когда будущему художнику было еще 17 лет. Это обстоятельство, а также ряд других психологических травм предопредели дальнейшую судьбу гениального творца (то, что картины Сальвадора Дали действительно «имеют сексуальный характер» говорили и те, кто ранее безуспешно пытался найти ключ к разгадке тайны творчества живописца). По данным аналитических исследований, Дали не просто страдал чувством кровосмесительной любви, он желал через совокупление с матерью умереть и возродиться совершенным божеством. О чем неоднократно и очень красноречиво говорил сам художник, обращаясь к себе только как «Божественный Дали». Древние мифы, согласно которым все боги родились от инцеста, ему были хорошо известны.
В ходе проводимого исследования было доказано, что между художником и его женой Галой не существовало любви, которую они так старались помпезно рекламировать, всякий раз появляясь на публике. Такой вывод психологи сделали на основании анализа картин, в которых просматривается усмешка, неприкрытая ирония, ненависть, злокачественная агрессия к «музе сюрреализма». По мнению исследователей, подобные ощущения Сальвадор Дали переживал и к самым известным собратьям по кисти - Леонардо да Винчи, Рафаэлю, Вермеру Дельфтскому и многим другим. Это проявлялось в очень частом использовании картин великих мастеров в собственных целях. Дали изменял эти картины, пытаясь внести свое понимание в уже известные полотна и, по мнению психологов, тем самым пытался доказать, что он лучше их авторов.
Как считают исследователи, только неистовая работоспособность и создание множества одинаковых по смыслу картин, которые и в настоящее время завораживают умы зрителей, послужили для гения «психотерапией искусством» и спасли его от содержания в психиатрической лечебнице.
Первые выводы руководителя рабочей группы новосибирских психоаналитиков Игоря Поперечного были сформулированы в научной статье “ Аналитическое толкование творчества С.Дали на примере картины «Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)» в « Журнале практической психологии и психоанализа» №3 от 2003 года (г. Москва).
Все выводы специалисты из Новосибирска сделали путем тщательного анализа и сопоставления полотен художника и сохранившихся сведений о его жизни, включая газетные интервью. Полученные результаты исследований войдут в работу, которая в полном объеме представит игры разума Сальвадора Дали.

Пример анализа. Постоянство памяти.

Написав картину «Постоянство памяти», Дали стал узнаваемым. Это полотно вошло в первый ряд наиболее известных произведений художника. Выдающийся историк искусства Федерико Дзери (F. Zeri), автор книги «Признаю, что ошибался», уделил большое внимание «Постоянству памяти» («The Persistence of Memory», 1931). В своих изысканиях историк писал, что Сальвадор Дали «на языке аллюзий и символов обозначил сознательную и активную память в виде механических часов и суетящихся в них муравьев, а бессознательную - в виде мягких часов, которые показывают неопределенное время. ПОСТОЯНСТВО ПАМЯТИ изображает, таким образом, колебания между взлетами и падениями в состоянии бодрствования и сна». Его утверждение, что « мягкие часы становятся метафорой гибкости времени» насыщено неопределенностью и отсутствием интриги. Что крайне не свойственно Сальвадору Дали.
В своей книге «50 магических секретов мастерства» Дали отнес себя к числу самых загадочных художников мира. В собственной сводной таблице « рейтинга» великих художников он занял четвертое место после Леонардо да Винчи, Рафаэля и Вермера Дельфтского по содержанию тайны в картинах.
Неужели только «метафора гибкости времени» была выставлена на всеобщее обозрение? А где мысли Дали, его чувства?
Эдмунд Свинглхарст (E.Swinglehurst) в книге «Сальвадор Дали. Исследуя иррациональное» также пытается анализировать «Постоянство памяти»: «Рядом с мягкими часами Дали изобразил твердые карманные часы, покрытые муравьями, в знак того, что время может двигаться по-разному: либо плавно течь, либо разъедаться коррупцией, которая, по мнению Дали, означала разложение, символизируемое здесь суетой ненасытных муравьев». По мнению Свинглхарста, « Постоянство памяти» стало символом современной концепции относительности времени.
Еще один исследователь творчества гения Жиль Нере (G.Neret) в книге « Дали» высказался очень лаконично в адрес « Постоянства памяти»: « Знаменитые «мягкие часы» навеяны образом плавящегося на солнце сыра камамбера». Подобного мнения придерживается и Мередит Этерингтон-Смит (M.Etherington-Smith) в своей книге «Сальвадор Дали».
Млеющее лицо с закрытыми глазами в фазе REM-сна известно по многим предыдущим работам. Но в данной картине распластанное мистическое лицо с высунутым от удовольствия языком уютно расположилось на едва заметной скале, на которую не обратил внимания ни один исследователь творчества Гения. Лицо художника «покрыло» собой мать-скалу, символизируя тем самым порочные сексуальные действия. Мягкие часы, появившись впервые в «Преждевременном окостении Железнодорожной Станции», 1930 (Premature Ossification of a Railway Station, 1930), с некоторыми изменениями «перекочевали» во многие последующие работы, показывая одно и то же время. Именно они стали визитной карточкой Сальвадора Дали, остановив бег времени в четырех измерениях.
Воспринятая современниками, как превращение прекрасной далианской находки - расплавленного сыра «камамбер» в плоские мягкие фигуры, картина являет собой откровение художника, фиксируя время, когда лицо «безбожника» Дали (в других картинах это лицо всегда сопровождалось саранчой - по теории символизма саранча является БИЧОМ БОЖЬИМ, ниспосланным на грешника) испытывает порочное удовольствие, предаваясь «моральному разложению», уютно расположившись на едва приметной скале - еще одном символе умершей матери. (В более ранних картинах Сальвадор Дали прямо показывал через грот в скале, что в ней содержится обнаженная женщина, которую за тяжелые грехи поместили туда боги.) Примечателен тот факт, что идея использования мягкого сыра пришла художнику в тот момент, когда жена предавалась очередным рыбацко-сексуальным оргиям.
Когда начинаешь понимать, что неумолимый бег времени изменяет свою форму под влиянием памяти чувств и замирает, жизнь обретает блаженный порочный покой. Жизнь давно остановилась, реальное время закрыто, в нем нет необходимости. Но для поддержания живого тепла Сальвадор Дали прикармливает часы муравьями. Ведь летаргический сон длится долго. (По канонам древней марокканской медицины именно муравьями кормили людей, находящихся в летаргическом сне, и художник часто «выписывал» муравьев на женском лице с закрытыми глазами).
Иссушенное дерево жизни замерло, откровенно указывая на скалы - единственное вместилище порочного духа матери. Крыша «Башни желаний» пуста (там Сальвадор Дали, как и на пустынном морском берегу, предавался утехам самоудовлетворения с мыслями о матери). А далианские часы во всех измерениях показывают одно и то же время - 6 часов утра и имеют вензель фабрики-изготовителя – «Муху», символ порока и морального разложения. Даже в Каталонии в 6 часов не наступают сумерки.
Что происходит с художником в 6 часов утра? Что происходит с мужчиной в 6 утра? Какие беспокоящие чувства останутся в его памяти навсегда?
Как-то художник писал в своем дневнике («Дневник одного гения»), что его измучили постоянные утренние эрекции. Память Мастера сохранит время, которое должно быть предано анафеме, которое способствует моральному распаду души художника, превратив его в трусливого импотента, но, вместе с тем, и амбициозного социопата, имеющего только «шестичасовые» утренние эрекции.
Порочная память о матери навсегда остановила время Дали.
Постоянство инцестуозной памяти.



Сайт создан в системе uCoz